Программирование – это процесс создания программ, работа с логарифмами и структурами данных. Чтобы человеку можно было общаться с компьютером и давать ему различные команды, были созданы языки программирования. Сейчас наш мир стремительно развивается, и программистов становится всё больше и больше.
Эта профессия не даст вам остаться без работы лет через 10, а отсутствие условного «потолка» знаний позволит прокачивать свои умения постоянно и не стоять на месте. С чего же начать изучать программирование ребенку? В данной статье пойдёт о некоем «фундаменте» в этой сфере под названием Scratch.
Что такое Scratch?
Scratch – это относительно новая среда программирования, где дети или просто новички могут создавать свои анимированные истории, презентации, модели и другие медиа-продукты. Итогами можно делиться с другими пользователями по всему миру. Эта среда, уже ставшая всемирно популярной, была разработана несколькими программистами из Массачусетского технологического университета.
Изначально задумывалось создание такой платформы, где новички в игровом режиме путём перетаскивания блоков смогут делать игры и простые программы. Именно благодаря своей простоте Scratch и стал популярным, ведь он позволяет учиться программированию играючи. Сейчас даже многие университеты предлагают эту среду как первый язык программирования. Само название происходит от музыкального термина scratching, что можно объяснить достижение итогового продукта путём повторений простых действий.
Scratch базируется на языках Logo и Lego logo. Возможно, эти языки не всем знакомы, но принцип работы с ними похож на конструктор. То есть, из цветных кирпичиков (блоков) нужно сложить общую конструкцию, с чем справится даже ребенок. Начав с малого, позже можно научиться создавать целые мультфильмы, играть с различными объектами и видоизменять их, устанавливать между ними разные виды взаимодействий.
Читайте также: Как найти репетитора для ребенка?
Можно ли научить ребенка программированию в Scratch?
В зависимости от направления программирования (создание игр, обеспечение ПО, создание сайтов) из основных языков можно выделить Java, C++, C#, Рython, JavaScript. Scratch – это идеальная визуальная среда для хорошего старта. Он поможет понять суть создания программ, понятий циклов, условий и прочего. В этой среде нельзя создать чего-то грандиозного, но для ребёнка основы программирования подаются отлично.
Вообще, изучать программирование можно начинать примерно с 10-ти лет, т.к. в этой сфере нужен бэкграунд из знаний английского языка и математики. Но со Scratch можно знакомить ребёнка и меньшего возраста, потому что там используются уже готовые блоки с задачами. Первые шаги сделать всегда сложно, но чем раньше вы познакомите чадо с таким простым языком программирования, тем легче ему будет в дальнейшем осваивать сложные языки. Даже родитель, который никогда не сталкивался с программированием, может без проблем помогать ребёнку в освоении азов этого языка.
Но если вы и ваш ребёнок решили основательно подойти к изучению этой сферы, лучше будет воспользоваться услугами репетитора.
Читайте также: Как научить ребенка читать? Пошаговая инструкция и приложения
Scratch: особенности изучения языка программирования
Для начала работы в Scratch онлайн нужно ввести в поисковую строку браузера одноимённое название и перейти на сайт. Либо же можно просто скачать программу на компьютер, планшет или телефон (т.к. она является абсолютно бесплатной), чтобы иметь к ней доступ без подключения к интернету.
На главной странице видны уже готовые проекты, которыми когда-то поделились пользователи. Можно в качестве примера выбрать понравившуюся работу, или найти, что вам нужно, через поиск, а также поиграть в созданные игры. Весь интерфейс создан в ярких цветах для того, чтобы детям было легче и увлекательнее проходить обучение.
После нажатия на кнопку «Создавай» открывается окно проекта. Как уже было написано, здесь не нужно прописывать код. Достаточно просто перетаскивать уже созданные цветные блоки с боковой панели, задавать им параметры, и на глазах ребёнка будет рождаться магия. Чтобы проекты сохранялись и ими можно было делиться с друзьями, на сайте необходимо пройти регистрацию и работать, войдя в личный аккаунт.
На боковой панели слева размещены блоки заданий, разделённые по цветовой палитре. О каждом блоке немного подробнее:
-
синие блоки отвечают за движение (ваш герой может идти, поворачиваться, плавно двигаться, менять координаты);
-
фиолетовые – за внешний вид (возле спрайта может появиться окошко с репликой, может измениться его поза, размер, задний фон);
-
сиреневые – за звук;
-
жёлтые – отвечает за события (ориентир – вопрос «когда?»);
-
оранжевые – за управление действиями (например, ожидание между действиями, повторить несколько раз что-то, создать ветку действий);
-
голубые – сенсоры (касание мыши, цвета, края сцены, проверка на нажатие какой-то клавиши, установка таймеров);
-
зелёные – операторы (отвечают за простые математические операции, логические операции со словами, можно установить случайное число в нужном диапазоне);
-
огненные – создание новых блоков с нужными переменными по шаблону;
-
розовые – создание своих блоков с нуля.
Перетягивая их в специальное поле по центру экрана, пишется несложная программа. На панели справа будет отображаться созданная ребёнком анимация, под ней находится окно со спрайтами, то есть различными картинками, которые будут анимироваться. Там же можно выбрать сцену, иными словами – задний фон происходящего.
В качестве первого шага можно сделать простейшую анимацию, где спрайт будет ходить. Стандартным спрайтом является кот по имени Скретч, но при желании в дальнейшем его можно заменить другой картинкой. Программа обычно начинается с блоков «События», обозначенных на палитре жёлтым цветом. Ниже поэтапные действия для создания простой анимации:
-
Выберите на панели сбоку событие «когда (флажок) нажат» и перетяните его в центр. Справа над спрайтом есть значок флажка, соответственно, если его нажать, то на экране будет происходить действие.
-
Для того, чтобы спрайт заговорил, выберите во вкладке «Внешний вид» один из блоков «сказать …» или «говорить … секунд». В первом случае у спрайта будет висеть одна эта реплика всё время, во втором – можно установить длительность, и реплика выведется на определённое время.
-
Пора заставить спрайта двигаться. Для этого на вкладке «События» выберите «когда клавиша … нажата», и перетяните два таких блока в центр. По умолчанию в этом действии выбрана клавиша пробела, но удобнее будет управлять спрайтом стрелками. На блоках действия установите клавиши «стрелка влево» и «стрелка вправо». С вкладки «Движение» перетяните под каждый из предыдущих двух блок «идти … шагов». Установите нужное вам количество шагов, и возле одного из значений поставьте минус, чтобы спрайт двигался в обратную сторону.
-
Нажмите на зелёный флажок и можете управлять готовой анимацией.
Это был гайд по созданию простейшей анимации, где спрайт может двигаться, а также на экран выводится заданное сообщение. В дальнейшем можно усложнять анимацию, например, научить спрайта говорить, озвучивать его собственно записанным звуком, заставить выполнять более сложные движения, добавить новых спрайтов, создавать целые циклы действий и много другое.