Геймификация, или игрофикация, занимает ключевое место в сегодняшнем учебном процессе. На ее использовании построены все инновационные методы обучения. В этой статье педагоги и репетиторы узнают, что являет собой геймификация, каковы ее составляющие, примеры ее применения на уроках.
Что такое геймификация?
Термин возник в 2008 году благодаря Бретту Териллу. Геймификация – это в широком смысле использование игр, игровых элементов и техник в неигровых условиях. А в более узком смысле это применение игровых элементов, приемов и визуальной игровой эстетики в неигровых условиях. Геймификацию не стоит отождествлять с игровым обучением. В последнем реальные игры используются для приобретения навыков и знаний, а геймификация применяется в основном не в игровом контексте и связана лишь с отдельными составляющими игры.
Еще в начале 1980-х годов ученые прибегали к исследованиям, касающимся важности внедрения игрового дизайна в рутинные действия. Сегодня геймификация стала методом повышения эффективности любых процессов. Этот метод помогает избежать рутины в ходе выполнения привычных задач и достичь высокой сосредоточенности.
Геймификация в обучении
Метод геймификации особо актуален в образовательной сфере. По версии Forbes, среди пяти трендов современного образования этот метод находится на 3-м месте. А на 4-м и 5-м – интерактивные учебники и обучение через видеоигры, что тоже является элементами геймификации. Это способ активизировать и постоянно удерживать внимание учащихся.
Игрофикация учебного пространства отличается такими особенностями:
-
соревновательность;
-
цели;
-
прогресс игрока;
-
достижения и результаты;
-
динамика игры;
-
новые возможности;
-
исследование условий и обстоятельств;
-
сотрудничество;
-
принадлежность к сообществу;
-
накопление опыта.
Читайте также: Порядок и построение: что изучает синтаксис
Все эти психологические составляющие игры являются двигательной силой для запоминания учебной информации. Главная задача игровых элементов – создание условий для продуктивной конкуренции и сотрудничества. Помимо важных учебных навыков, геймификация в образовании способствует развитию таких soft skills, как:
-
коммуникабельность;
-
конкурентоспособность;
-
умение работать в команде;
-
логическое и творческое мышление;
-
упорство;
-
находчивость;
-
умение укладываться во временные рамки.
Игровые элементы эффективны для изучения любого предмета – от математики до программирования или музыки. Метод игрофикации можно применять для учащихся всех возрастных категорий. При этом игровые задачи для младших учеников должны иметь двигательный и более развлекательный характер, для учеников 5-8-х классов – характер увлекательного учебного приключения с конкретным результатом. Для самых старших учеников игры должны быть профессионально ориентированными, иметь сложные, но одновременно интересные интеллектуальные челленджи.
Рассмотрим конкретные примеры. Так, геймификация на уроках английского языка может использоваться в виде имитации общения с иностранцами в разных ситуациях, когда ученику предстоит вспомнить все необходимые слова и фразы. На уроках литературы сюжет произведения можно воспроизвести в формате лабиринта, где с помощью загадок, иллюстраций, видео- или музыкальных фрагментов нужно угадывать места и героев или имитировать диалоги между персонажами.
Во время занятий по математике или физике рекомендуется проводить логические викторины с использованием интерактивных тестов и девайсов или же карточек и иллюстраций. Занятия по родному языку можно разбавлять лингвистическими квестами, в которых, например, ученики должны последовательно отгадывать слова и составить из них предложение.
Как превратить урок в игру?
Проводить уроки сегодня можно как офлайн, так и онлайн. Поэтому рассмотрим способы геймификации для этих двух форматов.
Геймификация для офлайн уроков
Учителя и репетиторы могут включать в свои уроки различные виды игр и их элементов: дидактические игры, логические разминки, игры-драматизации, организационно-деятельные и организационно-умственные игры, сюжетно-ролевые игры, творческие задания, имитационные игры, игры-исследования, деловые игры и прочее. Более конкретными разновидностями этих игр являются конкурсы, блиц-турниры, квизы, квесты, брейн-ринги, дискуссионные клубы, загадки, ребусы, кроссворды, различные постановочные импровизации, лабиринты, поиски «сокровищ» и т.д.
Упростить задачу учителя по созданию игр сегодня помогают онлайн ресурсы. Вот сервисы для коллективных игр всем классом:
-
Socrative 101 – инструмент для интерактивных тестирований и опросов с мобильным приложением;
-
ClassDojo – объединяет функции социальной сети и платформы для обучения;
-
Plickers – сервис и мобильное приложение, позволяющее учителю проводить фронтальные опросы и тестирования с мгновенным получением результатов учеников.
Геймификация для дистанционного обучения
Во время онлайн занятий также можно проводить интеллектуальные батлы, викторины, интерактивные опросы с использованием элементов угадывания, поиска, исследования, логического умозаключения, творческого мышления. Геймификация в дистанционном обучении может применяться с помощью таких онлайн сервисов:
-
Kahoot! – интерактивная учебная платформа, позволяющая проводить срезы знаний, тестирования, опросы, изложение нового материала в игровой форме;
-
LearningApps – ресурс с интерактивными упражнениями игрового характера;
-
Quizizz – сервис, в котором учебные задания представлены в формате викторин и тестов;
-
Quizlet – сервис, позволяющий запоминать любую информацию, которую можно представить в виде учебных карточек;
-
ProProfs – онайн-конструктор для создания тестов, пазлов, кроссвордов.
Вы можете активно использовать все эти сервисы, комбинировать разные виды геймификации и повышать свой педагогический рейтинг с помощью компании BUKI. Сайт предоставляет все возможности для успешного поиска учеников и профессионального развития.
Читайте также: Монтессори — что это такое? Все что нужно знать современным родителям о методике Монтессори
Ошибки при создании игрового урока
Часто при попытке создать игровую атмосферу что-то идет не так, ученики не сконцентрированы на заданиях, в классе царит хаос. Рассмотрим возможные причины:
-
учитель четко не обозначил цель игры;
-
не были озвучены и донесены правила игры либо же они сформулированы непоследовательно и нелогично;
-
не налажена система обратной связи с учителем или не учтены технические моменты в работе игрового сервиса;
-
у учеников отсутствует игровая мотивация, поскольку учителем не была предложена система формирования рейтинга, получения наград, баллов, очков, бонусов и т.д.