Стихотворный размер – одна из основ стихосложения. Знать теорию и уметь на практике отличать ямб, хорей или амфибрахий должны не только поэты, но и школьники, студенты. Какие бывают размеры стихотворений и как их определять можно узнать из этой статьи.
Что такое стих?
Стих – это лаконичное и мелодичное литературное произведение. Чаще всего оно написано ритмически организованными рифмованными строками. Однако рифма и ритм не являются обязательными характеристиками стиха. Например, в белом стихе рифмы нет, а в верлибре отсутствует не только рифма, но и ритм.
В классических стихах всегда наблюдается чередование групп слогов, объединенных ритмическим ударением. От наполнения этих групп зависит размер стихотворения.
Читайте также: Восемь подкастов для изучения английского
Стихотворные размеры
Существует три системы стихосложения:
- Тоническая (выравнивание слогов);
- Силлабическая (выравнивание ударений);
- Силлабо-тоническая.
В силлабо-тонической поэзии ударения расположены определенным образом: они регулярно повторяются на протяжении всего произведения или его частей.
Силлабо-тоническая система позволяет стихотворной речи звучать ритмично и воздействовать на те же подсознательные механизмы, на которые оказывает влияние и музыка. Стихотворный размер в силлабо-тонической поэзии указывает, с какой частотой повторяется ударная гласная после нескольких безударных.
Каждая строка произведения делится на равные ритмические отрезки – стопы. Они состоят, как правило, из 1 ударного и 1-2 безударных слогов. Затем эта последовательность повторяется до конца строки и на следующей строке начинается заново.
По числу слогов в стопе размеры делятся на двусложные и трехсложные.
Двусложные
Большинство стихов написаны именно двусложным размером – ямбом или хореем. В хорее ударение находится на первом слоге в стопе. Ниже для примера представлены строки стиха А. С. Пушкина.
Тру́-со | ва́т был | Ва́-ня | бе́д-ный |
Каждая стопа состоит из двух слогов. Первый слог в каждой стопе ударный.
Ямб – это двусложный размер, ударение в нем находится на втором слоге в стопе. Рассмотрим пример.
Из-бу́ш | ка та́м | на ку́рь | их но́ж | ках.
Четыре стопы состоят из первого безударного и второго ударного слога.
В ямбе и хорее неизбежно встречаются так называемые стопы-мутанты, в которых либо два ударения, либо оно вовсе отсутствует. Так случается, потому что не все слова и словосочетания можно встроить в двусложный размер.
Пиррихием называют стопу без ударения. Спондей – стопа, которая образуется из двух идущих подряд слогов с ударениями. Пиррихий и спондей – неотъемлемая часть двусложных размеров.
Двусложные размеры более динамичны, концентрированы, энергичны, если сравнивать их с трехсложными.
Трехсложные
В зависимости от расположения ударения, к таким размерам относят дактиль, амфибрахий и анапест.
Дактиль – это такой трехсложный размер стиха, при котором под ударение попадает первый слог в стопе. Далее для наглядности представлена строка из стиха М. Ю. Лермонтова.
Ту́ч-ки не | бе́с-ны-е, | ве́ч-ны-е | стра́-нни-ки |
В амфибрахии ударение расположено на втором слоге. Ниже представлена строка А. С. Пушкина.
Бой-цы́ вспо | ми-на́-ют | ми-ну́в-ши | е дни́
В анапесте ударение падает на третий слог. Ниже приведен пример из поэзии А. А. Блока.
И кри-ча́ | ли ура́, | и шу-ти́ | ли о-ни́ |
Трехсложные размеры более медленны, задумчивы, располагают к использованию длинных и сложных слов.
Чтобы выучить названия всех стихотворных размеров, можно воспользоваться следующим лайфхаком. Ваня – двусложное имя с ударением на первом слоге, соответствует хорею. Иван – двусложное имя с ударением на втором слоге, соответствует ямбу.
Ванечка – трехсложное имя с ударением на первом слоге, соответствует дактилю. Ванюша – трехсложное имя с ударением на втором слоге, соответствует амфибрахию. Иоанн – трехсложное имя с ударением на третьем слоге, соответствует анапесту.
Часто для запоминания используют выражение «худая дама». В первом слове зашифрованы двусложные размеры. Первая буква «х» указывает на хорей и своим расположением намекает, что в этом размере ударение на первом слоге. Последняя буква «я» – это ямб, ударение в котором на последнем слоге.
В слове «дама» зашифрованы три трехсложных размера. Первая буква «д» ответственная за дактиль, ударение в котором идентично расположению буквы. Буквы «ам» – это амфибрахий, которые подсказывают, что ударение в этом размере на среднем слоге. Буква «а» представляет анапест, в котором ударение на последнем слоге.
Читайте также: Как читать на английском?
Как определить стихотворный размер?
Для определения стихотворного размера необходимо выразительно прочитать произведение, разделить слова на слоги, выделить в них ударные гласные, составить схему стиха, которая и указывает на его размер.
Ударения в поэзии не ставятся в каждом слове, они полностью зависят от интонации. Поэтому важно прочитать стих вслух во время работы с ним. Это можно сделать шепотом даже на экзамене, главное – не мешать другим людям.
Кроме классических схем ударных и безударных слогов, существуют другие способы определения размера стихотворения. Ниже описан математический метод определения двусложных размеров.
В хорее под ударением обычно нечетные гласные (1, 3, 5, 7). Разберем на примере.
В не́(1)бе(2) та́(3)ю(4)т о(5)бла(6)ка́(7),
И, лучи́стая на зно́е,
В и́скрах ка́тится река́,
Сло́вно зе́ркало стально́е.
Перед выразительным прочтением нужно над каждой гласной в строке проставить ее номер (е – 1, е – 2, а – 3, ю – 4, о – 5, а – 6, а – 7). В следующей строке проделать аналогичные действия, начиная нумерацию с единицы. Далее нужно прочитать стих и выделить ударные гласные и их цифры. В нашем случае, это 1, 3 и 7, что соответствует хорею.
В ямбе под ударением обычно оказываются четные гласные (2, 4, 6, 8).
О(1)пя́(2)ть сто(3)ю́(4) я(5) на(6)д Не(7)во́(8)ю(9),
И сно́ва, как былы́е го́ды,
Смотрю́ и я, как бы живо́й,
На э́ти дре́млющие во́ды.
В самом начале нужно расставить цифры над гласными в каждой строке. После выразительного прочтения стиха становится понятно, что под ударением находятся гласные я, ю и о, которые соответствуют цифрам 2, 4 и 8.
Что касается трехсложных размеров, то в них лучше использовать классический графический способ определения стихотворного размера. Только опытные литературоведы могут безошибочно на слух понять, в каком размере написано произведение. Школьникам и студентам при работе с дактилем, амфибрахием и анапестом желательно рисовать схемы.
Для дактиля характерна такая схема: 丄UU (первый ударный и два безударных слога). Рассмотрим на примере.
Ра́нними ле́тними ро́сами |
丄UU 丄UU 丄UU |
Вы́йдем мы в по́ле гуля́ть |
丄UU 丄UU 丄 |
Бу́дем звеня́щими косами |
丄UU 丄UU 丄UU |
Со́чные тра́вы среза́ть |
丄UU 丄UU 丄 |
Амфибрахий схематически обозначается так: U丄U (второй – ударный, слог, первый и третий – безударные). Разберем стих.
Есть же́нщины в ру́сских се́леньях, |
U丄U U丄U U丄U |
С споко́йною ва́жностью ли́ц, |
U丄U U丄U U丄 |
С краси́вой си́лой в движе́ньях, |
U丄U U丄U U丄U |
С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц |
U丄U U丄U U丄 |
После декламации стиха, расставления ударений и составления схем становится понятно, что это произведение написано амфибрахием.
UU丄 – графическая схема анапеста, которая наглядно показывает два первых безударных слога и третий под ударением.
Прозвуча́ло над я́сной реко́ю, |
UU丄 UU丄 UU丄 U |
Прозве́нело в поме́ркшем лугу́, |
UU丄 UU丄 UU丄 |
Прокати́лось над ро́щей немо́ю, |
UU丄 UU丄 UU丄 U |
Засвети́лось на то́м берегу́. |
UU丄 UU丄 UU丄 |
Составленная схема помогает определить стихотворный размер анапест.
Важно помнить, что в стихах ударения иногда стоят не на том слоге, на котором указано в словаре. Также в вышеуказанных схемах видно, что стопы в произведениях часто бывают неполными, что на начальном этапе изучения стихотворных размеров может ввести в заблуждение и запутать ученика.
Чтобы детально разобраться с размерами стихотворений и научиться их определять, можно обратиться за помощью к репетитору по литературе. Педагог проверит теоретические знания ученика, подберет произведения для практических заданий, поможет с комплексной подготовкой к контрольной, выпускным и вступительным экзаменам.
Найти репетитора по литературе или другой учебной дисциплине можно на сайте BUKI.
Читайте также: Все о подготовке к творческому конкурсу ЕНТ